Традиционным видом изделий, выпускавшихся на песоченском и других металлургических заводах мальцовского округа на протяжении полутора-двух веков – с середины XVIII века до конца 30-х гг. ХХ столетия – было печное литье.
В целях повышения конкурентоспособности печного литья, выпускавшегося также многими другими заводами центра России, усиления эстетической привлекательности изделий во времена Ивана Акимовича Мальцова (30-40-е гг. XIX в.) вводятся художественные элементы декора, в т. ч. и для такого «косного», чисто утилитарного предмета, как печные дверки из чугуна.
Чугунные изделия мальцовских заводов, в т. ч. и печные дверки, регулярно выставлялись владельцами на различных мануфактурных и торгово-промышленных выставках в России. За полвека чугунные изделия завоевали медалей: 10 золотых, 22 серебряных, 8 бронзовых, 1 свидетельство, 13 похвальных листов.
Украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия в виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик.
Атрибутировать эти вещи, в силу их плохой сохранности и малого числа, весьма сложно. В это время на чугунных изделиях ставилось общее клеймо (товарный знак) в виде мальцовского родового герба (две скрещенные шпаги, между ними вверху восьмиконечная звезда). По окружности щита шла аббревиатура акционерного общества «АОМЗ» и сокращенное название завода, например «ПЗ» (Песоченский завод), или «МПЗ» (Мальцовский Песоченский завод). До создания АОМЗ (1894) чугунные изделия клеймились следующими клеймами: товарный знак с фамилией владельца и названием завода: «Песочня. Мальцов. з-д». Или «Людиново», «Мальцова, ЛЗ» или «СЗ» (Людиновский или Сукремльский заводы).
Исключительный декоративный эффект достигается использованием различных типов орнамента – растительного и геометрического. Сочетание разнообразных орнаментальных форм – розеток и линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, гроздьев и листков деревьев, различных вычурных картушей создает удивительное впечатление. Ну и, несомненно, этот эффект усиливается при сочетании жанровых сюжетов с орнаментальными элементами, а также в композициях типа «натюрморт». В «Военном натюрморте», где композиция состоит из перекрещивающихся ружья и сабли в ножнах и наложенных на них кирасы и подсумка. Все это в единую композицию объединяют растительный («лавровый») венок по окружности натюрморта и изощренно извивающаяся лента. Композиция обрамлена по периметру дверки орнаментальным фризом, состоящим из четырех различных декоративных элементов.
В советское время, в связи с перепрофилированием бывших мальцовских металлургических заводов на выпуск санитарно-технической и строительной продукции, а также производственной номенклатуры группы «А» (средства производства), изготовление печного и другого художественного литья постепенно к концу 1930-х гг. сошло на нет (9). Однако в 1990-е гг., под воздействием рыночного спроса, ОАО «Кировский завод» (бывший Песоченский чугунолитейный), ОАО «Кронтиф» (бывший Сукремльский) и ряд других бывших мальцовских предприятий возобновили производство художественного литья (камины, намогильные памятники и пр.), среди которого появляются и предметы печного литья, декорированные сюжетными и орнаментальными композициями.