Сюжет иконы восходит к каноническим Евангелиям (Мф. 27 : 57–61; Мк. 15 : 46–47; Лк. 23 : 53; Ин. 19 : 39–42), апокрифическому Евангелию Никодима и литургическим текстам богослужения Страстной пятницы и Великой субботы. Иконография сложилась на основе византийских нарративных композиций, таких как «Снятие со креста» и «Несение тела Христа в гробницу», из которых со временем выделился особый тип образа «Положения во гроб», или «Оплакивания». Окончательно извод сформировался к XI веку. На замысел сцены и ее литургическую символику в значительной степени повлияли служба на повечерии Страстной пятницы и изображения на шитых плащаницах. Поэтому авторы икон «Положение во гроб» стремились отразить не только определенное евангельское событие (о нем тексты лишь упоминают), но прежде всего передать те зримые образы, которые рождаются богослужением этого дня. При рассмотрении иконы в таком контексте становится понятным, почему происходящее на ней действие из реальной драмы погребения перерастает в вечно длящееся оплакивание.
44 х 53 см ,
2000 у. е .
|