Отправить сообщение
Для определения времени создания изделия важны не только форма, размеры и цвет бисера или стекляруса, но и использованные при изготовлении этого изделия приемы работы. Ряд приемов, популярных в XVIII веке, не использовался или почти не использовался в XIX, в то время как в XIX столетии были изобретены новые приемы работы с бисером и стеклярусом, ставшие характерными для изделий этого времени. При изготовлении изделий из бисера и стекляруса в России XVIII века мастерицы использовали главным образом три приема: саженье, шитье «в прикреп» и низание. Одним из наиболее распространенных и старинных приемов работы, использовавшихся на Руси еще при шитье жемчугом, было саженье (другое название – шитье по бели). При этой технике узор покладывался «белью» шнуром из льняной или хлопковой нити, и по нему выкладывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечным стежками. С приходом моды на изделия из бисера и стекляруса эта техника была приспособлена к новым материалам. Саженье использовалось главным образом при изготовлении из бисера и стекляруса предметов культового обихода.
В светских изделиях из бисера и стекляруса использовался другой тип вышивки: шитье в прикреп. Бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами (рисунок перед началом работы наносился на ткань). Основой для таких вышивок служил, как правило, льняной холст, часто с нашитой на него шелковой тканью. Шитье в прикреп применялось для создания картин и панно из бисера и стекляруса, причем нитки с бусинами располагались на ткани так, чтобы подчеркнуть форму изображаемых предметов и персонажей.
Для изготовления чехлов для небольших предметов (шкатулок, коробочек и т. п.) использовалась техника низания. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, что либо в одной из бусин две нити пересекались, либо они проходили параллельно (в зависимости от сложности узора). Обязательным условием было наличие двух рабочих концов нити. Число таких пар соответствовало ширине изделия, а направление отверстий бисеринок, горизонтальное и вертикальное, чередовалось через ряд.
|