Энколпион — это крест-мощевик.
Крест состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещались «мощи» святого, после чего половинки скреплялись намертво.
По классификации Г.Ф. Корзухиной, активно использующейся в археологии домонгольской Руси, ратминский энколпион относится к группе VII «кресты с мелкими рельефными изображениями», типу 1 «кресты с Распятием и Богоматерью с ладонями перед грудью и четырьмя медальонами вокруг каждого из них, с закругленными концами».
Как правило, у большинства энколпионов на лицевой створке сверху и снизу делалось по одному ушку, а на обратной – по два. Напротив, у ратминского энколпиона, как и у других крестов этого типа, ушки размещены наоборот, как будто створка с центральным изображением Богоматери была задумана как лицевая. Однако тот факт, что следы потертости оригинального креста присутствуют именно на данной створке, не позволяет принять такое предположение.
Кресты того типа, к которому принадлежит ратминский энколпион, хорошо известны в археологической литературе и датируются первой половиной XIII века. Наибольшее распространение эти энколпионы получили непосредственно перед началом монголо-татарского нашествия. Датировка ратминского креста-энколпиона этим временем позволяет обоснованно предполагать, что после того, как древнерусская Дубна была сожжена новгородскими войсками в 1216 году, город был восстановлен, а погиб уже только в 1238 году под ударом монгольских туменов хана Бату, двигавшихся по Волге от Кснятина на Тверь и далее на Торжок.
Широкое распространение крестов-энколпионов в домонгольской Руси признается специалистами исключительным явлением в мировой историко-культурной практике. Энколпионы являлись предметами личного благочестия, прежде всего, обозначающими причастность верующего Церкви и его единение с ней; одновременно они несли и символическую защитно-охранительную функцию, связанную с культом святых мощей. Изображения на энколпионах представляли собой образное изложение основ христианского вероучения.
Летописные и археологические данные свидетельствуют о том, что все владельцы энколпионов были более-менее состоятельными людьми. Среди их владельцев известны князья, дружинники, состоятельные ремесленники. Находка креста-энколпиона в культурном слое древнерусской Дубны подтверждает проживание в этом городе лиц высокого социального статуса.